Главная Комментарии

Украинцы смогут сохранять мобильный номер при смене оператора
0

Украинцы смогут сохранять мобильный номер при смене оператора

Депутаты Верховной Рады Украины после семи лет простоя вновь приступили к демократизации рынка мобильной связи. Но вначале не много истории из недалекого прошлого.  

 Восемь лет назад, в начале 2002 года, в Верховной Раде Украины начался трудный и тернистый путь поправки к закону "О связи", которая предусматривала отмену платы за входящие звонки. Данную поправку рассматривали в Верховной Раде Украины несколько раз на протяжении 2002 года, и, не смотря на жесткое сопротивление со стороны Кабинета Министров и Президента, в ноябре 2002 года эту поправку все же приняли. Однако борьба, казалось бы, за логичное и нужное дело на этом не закончилась.  

Президент Украины, Леонид Данилович Кучма воспользовался своим правом и наложил вето на принятые поправки к закону "О связи". Таким образом сложилась ситуация когда депутаты Верховной Рады Украины могли поправить дело, лишь дружным конституционным большинством. И оно, это конституционное большинство нашлось в феврале 2003 года, состоящее из 306 депутатов Верховной Рады, при необходимых 300 для преодоления вето.

Параллельно, но большим числом - 403 депутата, была принята поправка, обязывающая операторов связи осуществлять посекундную тарификацию.

К моменту, когда депутаты высшего законодательного органа Украины приступили к принудительной европеизации операторов связи, мобильная связь в Украине развивалась десятый год, а операторы мобильной связи насчитывали в своих рядах чуть более 2-х миллионов абонентов.

И хотя нововведения казались операторам связи противоестественными (иначе, почему не сделали шаг доброй воли сами?), они, эти самые операторы оказались только в выигрыше. Новые правила игры пришлись по вкусу украинцам, дав мощный толчок на бурное подключение к операторам мобильной связи. И правда, мало того что тарифы на мобильную связь в те времена откровенно кусались, так еще и надо было платить за входящие звонки - безумие, казалось тогда, а сегодня и подавно.

Лишь за один 2003 год (хотя поправка об отмене платы за входящие звонки вступила в силу лишь 19 сентября 2003 года), тогда еще UMC, а сегодня МТС, увеличила абонентскую базу на 97%, до 3.35 миллионов абонентов. Чистая прибыль UMC в 2003 году увеличилась на 86,6%, достигнув $517 миллионов. В свою очередь Киевстар, основной конкурент UMC на GSM просторах, за 2003 год увеличил абонентскую базу на 63,6% (1,181 миллион человек).

Думаете совпадение? Возможно. Но скорее всего позитивом рынок мобильной связи обязан именно упрощению правил игры. Спасибо депутатам Верховной Рады Украины.

И вот в Украину пришел 2010 год, в Украине вновь как часы заработала Верховная Рада Украины и к середине года, настало время для свершения очередных великих дел. Проникновение мобильной связи в Украине превышает 100%, голосовая мобильная связь стала, пожалуй, дешевле уже не куда, но все равно было ощущение, что чего-то не хватает.

Чувствовали это не только простые граждане, но и как минимум два депутата Верховной Рады Украины шестого созыва - Корж Виталий Терентьевич, 1938 года рождения и Мороко Юрий Николаевич, 1953 года рождения.

1 июля 2010 года два депутата (смотрите выше) в Верховной Раде Украины вынесли на голосование проект поправок к Закону Украины "О Телекоммуникациях", который был зарегистрирован еще в ноябре 2008 года. Голосование по проекту прошло без задоринки, "за" проголосовали 328 депутатов, то есть конституционным большинством.

Согласно внесённым поправкам, отныне Закон Украины "О Телекоммуникациях" обязывает операторов связи сохранять за абонентом номер телефона при смене оператора связи, при этом с номером должен сохраняться и код - 050, 063 и так далее. Также поправки обязывают операторов организовать национальный роуминг, по доступным тарифам. Иными словами в случае если абонент на территории Украины окажется вне зоны обслуживания, но в зоне обслуживания конкурирующего оператора, благодаря национальному роумингу абонент сможет совершать звонки при помощи сети другого оператора.

И хотя операторам связи новая возможность (сохранение номера за абонентом) для абонентов не по вкусу, а это так и есть (хотя возможно не всем это услуга не по вкусу, к примеру, life готов реализовать услуга за полгода, когда МТС отводит на это дело минимум 2 года), иначе, почему они вновь дождались, когда их прихватят за ухо на законодательном уровне, и обяжут реализовывать давно реализованную услугу в других странах, от внедрения возможности сохранения номера за абонентом выиграют все, как операторы, так и абоненты.

Правда больше плюсов от действующей услуги получат, конечно же, абоненты, так как после внедрения услуги страх абонента о потере номера при смене оператора остаётся в прошлом, и операторы мобильной связи будут вынуждены приложить все усилия, чтобы сохранить лояльность абонента. Путь к сердцу абонента лежит прямо через тарифы тарифных планов. Иными словами, чтобы у абонента не возникло желание попробовать на вкус другого оператора, его тарифы должны быть не хуже чем у конкурента. К примеру, абоненты Киевстар, которым надоела плата за соединение, но любовь к номеру до гроба, благодаря новой возможности смогут сменить оператора и насладиться тарифными планами без ПЗС у других операторов. В свою очередь Киевстар может сделать ход конем, отменив ПЗС во всех тарифных планах.

В результате, достаточно за короткий срок услуга сохранения номера за абонентом может привести к близнецовым тарифным планам у всех операторов связи.

И вот тут в борьбе за души абонентов могут помочь дополнительные услуги или возможности. К примеру, появись у Киевстар тарифный план аналогичный Супер life:) 30, я бы сменил life:) на Киевстар только ради одной услуги - "Маячок", что избавило бы меня от одного лишнего телефона. Или, например кто-то мечтает о прямом городском номере, life:) дает такую возможность, пожалуй, по самым доступным ценам, чем не аргумент для смены оператора.

Таким образом, ради сохранения абонентов количество предоставляемых услуг может резко вырасти у каждого из операторов, дабы нивелировать преимущества конкурентов, а главное цена будет доступной.

В свою очередь операторы мобильной связи, наиболее проворные, на уже насыщенном рынке с уровнем проникновения более 100%, получат возможность увеличить абонентскую базу путем увода абонентов у других операторов. Кто выиграет от внедрения услуги, покажет время.

Услуга сохранения номера за абонентом открывает операторам мобильной связи пути и к новым доходам. Понятное дело услуга смены оператора с сохранением номера будет не бесплатной, и какова будет стоимость перехода на сегодняшний день неизвестно, так как этот вопрос будет решаться совместно всеми операторами и цена будет у всех едина. К слову оператор мобильной связи, наиболее жаждущий новых абонентов, может предложить компенсацию за переход от другого оператора, к примеру, в виде начисления бонуса равной сумме перехода или особый тарифный план доступный исключительно для переходящих абонентов от других операторов.  

Сохранение номера при смене оператора приведет к тому, что звоня на номер с кодом 050, уже не будет уверенности в том, что абонент подключен к МТС, а не, к примеру, к life, как результат, звонящий, спустя некоторое время, обнаружит существенное похудение средств на лицевом счете мобильного номера. Вот и дополнительный доход операторам связи.

Независимо от плюсов и минусов для одной и другой стороны, внедрение услуги сохранения номера за абонентом даст новый импульс развитию рынка мобильной связи, а самое главное конкуренция между операторами усилиться.

Так что ждем и потираем ручки в предвкушении.

Комментарии операторов мобильной связи относительно новой услуги:

life:)
На вопросы отвечает Юрий Павлович Курмаз, директор по корпоративным отношениям life:)

1. В какие приблизительные сроки возможно выполнить требования закона на техническом уровне?
При условии слаженной, совместной, активной работы и сотрудничества НКРС, УГЦР и, в особенности, операторов мобильной связи отведенных в законе полгода достаточно для того, чтобы создать все необходимые и достаточные условия для реализации этого долгожданного для абонентов сервиса: определить орган, осуществляющий администрирование персональных и абонентских номеров, найти подходящее техническое решение для маршрутизации вызовов , согласовать межоператорские административно-финансовые аспекты и т.п.

2. Какое оборудование требуется для реализации сохранения номера за абонентом?
Это будет зависеть от того, какое техническое решение (сценарий) для маршрутизации вызовов, а следовательно, и их последующей тарификации будет рекомендовано органом, осуществляющим администрирование персональных и абонентских номеров.

3. Ориентировочная сумма инвестиций в реализации это проекта?
Сумма инвестиций также очень сильно будет зависеть от выбора технического решения для реализации функции общего администрирования персональных и абонентских номеров, для маршрутизации, установления и последующей тарификации соединений (звонков). Здесь хотелось бы подчеркнуть одну важную особенность. Существенный прогресс в разработке подобного рода технических решений позволяет надеяться, что инвестиции в реализацию MNP услуги в Украине не будут столь существенными. Так, мировой опыт показывает, что в странах, в которых услуга переносимости мобильного номера была реализована, к примеру, в 2006 году, потребовалось в 4 раза меньше инвестиций по сравнению со странами, где эта же услуга была внедрена в 2001 году.

4. Как считает life:), кто должен обеспечивать работу подобной схемы с номерами, операторы или государство?
По нашему мнению общее администрирование персональных и абонентских номеров должно осуществляться в соответствии с Законом, т.е. уполномоченным Национальной Комиссией Регулирования Связи органом.

5. Требуется ли создание единого реестра номеров или что-то подобного в этом духе?
Да, требуется создание единой центральной базы номеров и эффективное управление ею.

6. Как вообще реализуется подобная система сохранения номера за абонентом (вкратце)?
Вариантов реализации услуги в мире существует несколько. У всех них есть свои преимущества и недостатки, поэтому выбор того или иного решения должен основываться на потребностях абонентов и реалиях конкретного рынка.

Основных варианта четыре. Это метод т.н. прогрессивной переадресации (OR – Onward Routing), при котором звонок направляется к донорской сети (из которой “перешел” номер). В донорской сети существует база данных перенесенных номеров, с использованием которой звонок перенаправляется на сеть-получатель (в которую “перешел” номер). Метод запроса с возвратом (RTP – Dropback or Release to Pivot) - звонок направляется к донорской сети, как и в модели OR. В донорской сети с использованием базы данных перенесенных номеров определяется сеть-получатель, о которой сеть-донор информирует сеть, инициировавшую звонок. Затем, новый звонок направляется в сеть-получатель. Метод запроса по требованию (QoR – Query on Release) - звонок направляется к сети-донору. Сеть-донор с использованием базы данных перенесенных номеров сообщает сети, инициировавшей звонок, что номер был перенесен. Тогда сеть, из которой инициируется звонок, проверяет номер в центральной базе данных и направляет звонок в сеть-получатель. И, наконец, метод запроса для всех звонков(ACQ) - сеть, из которой совершается звонок, запрашивает центральную базу по поводу каждого звонка, определяет сеть-получатель и отправляет звонок в соответствующую сеть. Этот метод является наиболее капиталоемким в точки зрения реализации, однако наиболее эффективным в долгосрочной перспективе.

7. Считает ли life:) что подобная схема будет выгодна для оператора или наоборот не выгодна?
Мы приветствуем решение законодателя о внедрении переносимости номера на украинском рынке, поскольку таким образом украинское телекоммуникационное законодательство приближается к стандартам ЕС и ведущим мировым стандартам в целом. Переносимость номера – долгожданная услуга для украинских пользователей мобильной связи, ее реализация полностью соответствует интересам потребителя, предоставляя ему полную свободу выбора, и положительно скажется на конкурентном окружении. Для операторов внедрение этой услуги будет означать смешение фокуса в сторону удержания абонентов и повышения качества обслуживания, что в конечном счете соответствует интересам потребителя. Выгодность же сервиса для тех или иных операторов будет зависеть от эффективности их маркетинговой стратегии в целом.

8. Как вы считаете возможность сохранения номера за абонентом начнет работать одновременно у всех операторов или возможно, что кто-то из операторов начнет ее поддерживать раньше других?
Для предоставления абонентам всех операторов равных условий пользования услугами связи, необходимо одновременное внедрение сервиса всеми участниками рынка.

МТС
На вопросы отвечает Олег Петрович Проживальский, директор по корпоративному управлению и контролю "МТС Украина":

1. Насколько это осложнит жизнь операторам, сколько будет стоить переход, как это долго будет происходить по времени
- Есть несколько вариантов реализации данной услуги. Существуют, по меньшей мере, три варианта технического решения: каждый поставщик предлагает свой вариант, мы их проанализируем и выберем оптимальный. Подчеркну: это решение должно быть принято всеми операторами совместно с НКРС - все должны быть согласны, потому что технологически этот вопрос должен решаться только одним способом!

Операторами будут потрачены определенные средства и, соответственно, будет введен какой-то тариф за услугу. Сколько это может быть: например, 100 гривен, больше или меньше, пока трудно сказать. Стоимость будет зависеть и от того, какое техническое решение по ее реализации будет принято, и от того, насколько много абонентов будет пользоваться услугой - чем больше предоставляется услуг такого типа, тем меньше их себестоимость, да и со временем они также дешевеют.

К тому же, все операторы одновременно должны быть технически готовыми к данной услуге. Иначе реализовать ее на сети будет невозможно. Если, например, один оператор будет готов к этой услуге, а другой - нет, абонент эту услугу просто не получит. Речь же идет о создании какого-то узла, установке какого-то совместного оборудования, которое будет хранить все базы номеров и т.д. Поэтому срок введения услуги должен быть одновременным для всех операторов и для всех сетей.

Ввод этой системы, конечно, повлечет дополнительные расходы - пока оцениваем, какие. С точки зрения инвестиций в отрасль, с нашей точки зрения, есть другие, гораздо более интересные для абонентов направления - те же новые поколения связи, разработка новых услуг и продуктов, но если закон принят – что же, будем вкладывать деньги в его обеспечение.

По опыту стран, где это уже реализовано, на внедрение данной услуги с момента принятия решения уходило не менее года. Эта услуга чисто технически, по нашим оценкам, не может быть внедрена в течение шести месяцев, минимально реалистичный срок – вторая половина следующего года. Смотрите: НКРС должна собрать всех операторов и определить, какая технология будет взята за основу. Далее надо будет определить поставщика оборудования, провести тендер. Поставщик должен изготовить оборудование, ввезти его в страну и инсталлировать. Только на это уйдет месяцев десять, не меньше. Далее нужно провести тестирование оборудования в сетях всех операторов и только после этого систему можно будет ввести в эксплуатацию. В других странах, где эта услуга уже реализована, процесс ее внедрения занимал в среднем 1,5-2 года. Поэтому нужно очень постараться, чтобы уложиться минимум в год, а за полгода это сделать невозможно.

2. Как я понимаю, в сохранении номера заинтересованы (если заинтересованы) в первую очередь контрактники. Но их в Украине считанные проценты - припейд составляет порядка 95%. А таким клиентам наверняка проще не заморачиваться, а просто купить пакет другого оператора. Насколько тогда этот закон актуален.
Принятый закон актуален в той части, что обеспечивает расширение спектра услуг, появление новых возможностей для абонентов - в этом смысле он соответствует интересам потребителей и рынка. Соответственно, и МТС относится к этому закону положительно: потому что мы всегда стараемся предоставить нашим, в том числе и потенциальным, абонентам максимально широкий набор услуг и максимальную свободу, будучи уверенными и в себе, и в преимуществах наших предложений.

Полагаю, что все операторы будут еще больше пытаться удерживать своих абонентов (внедрение услуги сохранения номера заставит их это сделать), и могут предлагать им какие-то новые возможности. Поэтому, лично я склонен полагать, что данной услугой воспользуется очень небольшой процент абонентов – суммарно, думаю, не более 5%. Считаю, что большинство абонентов привыкли к своим операторам, знают их слабые и сильные стороны, но давно определились в своем выборе и лояльны к своим операторам. Конечно, какая-то часть абонентов будет искать возможность перейти к другому оператору, сохранив номер – ведь украинский рынок телеком-услуг весьма либерален, свобода выбора и сегодня очень велика, но, думаю, что массового перехода туда-сюда все же не случится.

3. Опять же, вопрос имиджа компаний. Коды 050, 067 давно прочно ассоциируются с определенными компаниями, это уже часть бренда. А тут начнется перетекание кодов и путаница...
Часть бренда, в случае с операторами мобильной связи – это не столько код (код – это же всего три цифры), сколько качество оказываемых услуг – голосовая связь, текстовые сообщения, прочие услуги. Но – непременно! – это должны быть услуги высокого качества. Только так можно завоевать доверие потребителя, только таким образом бренд оператора будет позитивно восприниматься потребителем. Теперь вернемся к первому вопросу. При реализации этого закона, все операторы должны взять за основу единое техническое решение потому, что эта система должна действовать согласованно во всех сетях. Есть технические решения, которые, например, могут привести к перегрузке сетей. Мы выступаем категорически против таких решений! Потому что наше первоочередная задача - чтобы сети работали качественно. И мы не допустим того, чтобы внедрение данной услуги ухудшило качество работы сети. Мы будем стоять на позиции обеспечения премиального качества для наших абонентов, согласно стратегии «МТС Украина» – «Народные тарифы – премиальная сеть». Даже несмотря на то, что другие решения, позволяющие избежать ухудшения качества, стоят дороже.

4. Кроме того, будет неудобства для звонящего: я, например, уверен, что звоню на МТС, а попадаю уже на «Киевстар». Ну а расценки уже другие. У меня лично, например, почти 80 минут в месяц бесплатных на звонки внутри сети, а если начну попадать в итоге на других операторов, придется уже платить:(
Считаю, что номер должен сохраняться весь, как он есть – код также должен сохраняться - в противном случае это не сохранение номера, это сохранение части номера, и если вам сохраняют только часть номера, а код поменяется, то к вам, все равно никто не дозвонится. Сама идея и смысл этой услуги сводится к тому, что номер полностью должен сохраниться, тогда вы никому дополнительно не сообщаете о том, что у вас поменялся номер. Частичная смена каких-то цифр - это не услуга, номер должен сохраняться полностью вместе с кодом доступа, иначе это будет неправильно. А если человек перейдет на сеть другого оператора, то он будет платить уже по другим тарифам. Это логично, не правда ли? Он станет абонентом другого оператора и будет платить по тем тарифам доступа к нашей сети, которые устанавливает другой оператор. И у него не будет возможности подключаться к нашим акциям и предложениям. Поэтому нужно внимательно анализировать все плюсы и минусы перехода. Пока что у нас есть время - механизм реализации пока только разрабатывается – предлагаю вернуться к этому вопросу чуть позже.

Киевстар
"Відкритим залишається питання стосовно розробки та впровадження оптимального технічного та адміністративного механізму надання цієї послуги, що має здійснити НКРЗ, а також строків початку надання цієї послуг операторами. Безумовно, впровадження послуги перенесення абонентського номеру пов’язане зі значними витратами з боку операторів: адміністративними, тими, що пов’язані з маршрутизацією, організацією та підтримкою баз даних, процесинговою обробкою, відкриттям на мережах номерного ресурсу тощо. Загальний розмір видатків залежатиме від механізму впровадження та адміністрування послуги. У той же час, досвід інших ринків свідчить про те, що впровадження послуги перенесення абонентського номеру не викликає суттєвих змін на ринку телекомунікацій – щорічно нею користуються в середньому від 2 до 10 % абонентів (в залежності від ринку)."


P.S. Вопросы заданные МТС прозвучали не от меня, видимо это вопросы заданные МТС кем то из коллег и в ответ на мои вопросы, МТС прислала ответы на вопросы заданные до моего обращения. Почему я об этом пишу? Дело в том, что я не согласен с мнением автора второго вопроса, в том пункте, что данная услуга не нужна припейд абонентам.
Читайте также
Каталог мобильных телефонов
Каталог Ноутбуков
Комментарии
Обзоры
А у Вас на работе сахар к чаю бесплатный?